Наблюдение из жизни: обвинить себя в чем-либо проще, чем просто принять произошедшее.
Мы те, кто вечно ищет и будет искать Причину. Пытливый ум, так это называется. И он помог продвинуться, как это говорится, вперед, начать задавать себе вопросы: "Почему не существует края земли?", "Почему небо голубое?", "Почему гром слышится уже после того, как молния гаснет?" И он же мешает нам в той сфере, где вопрос "Почему?" лишается смысла и актуальности.
Нам всегда очень хочется понять, почему происходят смерти и расставания. Знать причину, хоть какую-то причину - это то, что нас успокаивает. Сказать себе: "Это я виноват, я не был достаточно (вставить нужное)" намного проще, чем вдруг, внезапно, неожиданно оказаться на пороге чего-то, чему нет конца и края, где нет причин и следствий, где вся обычная логика превращается в ничто, в просто звук. Неизвестность - вот что пугает. Неопределенность. Некоторые называют это немного иначе, и это ударяет по ним сильнее всего, - отсутствие справедливости.
И тогда, конечно, проще сказать: "Я виноват", чем принять, что в чем-то действительно отсутствует справедливость и логика.
Поиск причины и жажда справедливости - это то, что нам, отчасти, навязывают. Даже, вероятно, более, чем "отчасти". Все должно иметь причину, а иначе как изучать этот мир, в котором нет ничего определенного, взаимосвязанного и конкретного? Все должно быть справедливо, а иначе какая разница между добрыми поступками и злыми? Все должно быть правильно, а иначе как определить, что является неправильным? Нам всегда нужна конкретика, потому что с детства нас учат жить в таком мире - в конкретном, понятно, имеющем понятия и причины. Вот кружка. А это молоко. Молоко оказалось на полу, потому что ты уронил кружку, и других причин для этого нет.
Смерть и расставания стирают эти границы и понятия. Они происходят тогда, когда должны произойти, и в таком контексте все причины, приведшие к ним, теряют свой смысл. К счастью для нашего мозга, большая часть смертей и расставаний логична. Им можно найти однозначное объяснение, состоящее из одной причины или их комплекса. Он умер потому, что давно болел лейкемией. Они расстались потому, что он уехал в другой город, а она отказалась ждать. Он меня бросил, потому что я не прислушался к его просьбам не разбрасывать носки. Мы находим причину - и успокаиваемся. Несем свой крест вины или (даже лучше, когда получается так) гордо вешаем эту "медаль" на кого-то другого. Все объяснимо, все нормально, ничто не выходит за границы привычного мировосприятия. Можно не думать о том, что смерть - человека или отношений - произошла просто так, по причине, которая находится вне зоны нашего восприятия или, о ужас, вообще отсутствует.
И в таком контексте, знаете, что самое... неприятное? Неожиданная смерть. Нелепое расставание. Нелепая смерть и неожиданно расставание. Его сбила машина, когда он вышел из больницы, где победил смертельную болезнь. Они просто поссорились из-за разбитой вазы, а на следующий день одному из них пришлось уехать, как он думал, на пару дней, а получилось так, что застрял там на год и никак не мог связаться. И множество других подобных историй. И тогда, конечно, мы тоже пытаемся найти причину - "Это я виноват, я должен был заехать за ним раньше", "Я виновата, растяпа такая, не смогла тогда сдержаться", "Это бог виноват, ему так зачем-то было нужно". Но правда в том, и в этих ситуациях это особенно видно, что причины нет.
Вместо того, чтобы это принять, мы продолжаем искать причины. Так, и в самом деле, проще.